Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
618250, Пермский край, г. Губаха, ул. Дегтярева, 9
Версия для незрячих
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Просмотров: 1241

Нижняя Губаха

В 1558 году земли Прикамья были пожалованы Иваном IV Строгановым, в 1702 году им отошли земли и по Косьве. С 1726 года в вотчинах Строгановых начались поиски руды. К 1763 году было открыто 67 рудников. В 1755 году приказчики Строгановых Андрей и Фёдор Кузнецовы заявили об открытии железного рудника «на правом берегу Косьвы в Губахинской горе, под верхом в березняке». С этого времени и началось летоисчисление Губахи. «Губахинский рудник состоит на реке Косьва течением на правой стороне по исчислении оказалось мерой 416 десятин и 1631 квадратных сажень…» (из летописи на открытии рудника).

Этот рудник не сыграл большой роли в истории города. Руда была очень плохого качества и в незначительных количествах. В то время Губаха уже была представлена Верхней и Нижней Губахой. В 1778 году большая часть строгановских земель оказалась распродана. Нижняя Губаха и земли будущего Углеуральска отошли Ивану Лазаревичу Лазареву, а Верхняя Губаха – сенатору Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому.

Прошлое Губахи связано с известным дворянским родом Абамелек-Лазаревых, промышленником Иваном Ивановичем Любимовым, с историей открытия угля и развитием угольной промышленности Урала.

О наличии угля в нашем районе было известно еще в 1802 году, а в 1811 году уголь уже сплавлялся в Чермозский завод Лазарева.

В 1865 году копи в районе Губахи обследовал академик Григорий Петрович Гельмерсен, который вместе с заводским управителем Черновым отправился на Губахинскую пристань. «Мы отправились водою сначала от Губахи к разведочным работам, заложенным Петровым на земле Всеволожских, в 1,25 верстах от Губахинской пристани. Около двух верст ниже этого прииска находятся другие штольни и шахта, также на высоком, обрывистом правом берегу Косьвы; заложенная Черновым. Они принадлежат Лазаревым... Г. Чернов открыл пласт № 2 посредством шахты, заложенной в расстоянии 2,555 фута от штольни, на вершине горы, возвышающейся 565 футов над уровнем реки Косьвы».

В 1879 году по инициативе И. И. Любимова ветвь железной дороги от Перми до Чусового была продолжена до станции Солеварни, что послужило толчком к развитию района.

В этом же году, 27 марта, Иван Иванович Любимов со своим братом заключили с Лазаревыми Договор на аренду Нижнегубахинских копей на 36 лет. Из него следует, что «пермский купец первой гильдии Иван Иванович Любимов с братом купцом первой гильдии коллежским асессором Михаилом Ивановичем Любимовыми заключают договор об отдаче княгинею Елизаветою Христофоровной Абамелек-Лазаревой братьям Ивану и Михаилу Ивановичам Любимовым в тридцатишестилетнее арендное пользование каменноугольных залежей, находящихся в Кизеловской даче Соликамского уезда Пермской губернии, залежи каменного угля под названием Нижних Губахинских, находящихся по правому берегу реки Косьвы, ниже речки Косой, возле линии Луньевской ветки Уральской горнозаводской железной дороги». (Фонд 176. Опись 1. Дело 820).

Из письма председателя пермского земства Дмитрия Дмитриевича Смышляева Ф. А. Теплоухову мы узнаем:

Пермь, 23 мая 1879 года:

«Милостивый Государь, Фёдор Александрович!

И. И. Любимов арендовал у князя Абамелека на 36 лет Губахинское каменноугольное месторождение и весьма затрудняется в изыскании опытного в каменноугольном деле горного инженера. Не можете ли Вы, или многоуважаемый Александр Ефимович, назвать пригодного для такого предприятия специалиста, кого-либо из известных Вам лиц».

Любимову «для постановки добычи угля пришлось в дикой местности создать постоянное поселение для 400 рабочих, устроить подъездные пути к станции железной дороги, лесопилку и ремонтные мастерские для копей…». Им же была построена больница на 18 кроватей, школа на 80 человек и часовня, в которой службу совершал приезжающий из Кизела священник.

Рабочий год в то время считался на шахте с 1–го апреля и по 1-е апреля следующего года, так как на шахтах работали в основном приезжающие крестьяне, которые на лето возвращались в свои хозяйства. За эти годы добыча угля была такова: 1879-1880 – 277200 пудов; 1880-1881 – 887925 пудов; 1881-1882 – 1951161 пудов; 1885-1886 – 4504557 пудов.

Разработка участка велась штольнями. Ивановская копь была заложена в 1887 году, и ниже её горизонта Любимовым работы не производились. Позднее к северу от реки Косьвы на горе были заложены и работали ещё 4 шахты. 4 декабря 1896 года на одной из шахт произошел пожар. Работы в ней были прекращены, как выявил при осмотре в 1897-1898 годах горный инженер И. А. Суворов. Суточная добыча шахт составляла 6970 пудов угля, годовая – 1701170 пудов.

шахта-любимова-1902-год_сайт.jpg

В среднем ежедневно работало 140 человек. Уголь поднимался с помощью конного ворота. Доставка угля от шахты к отвалу производилась по конно-рельсовой дорожке общей протяженностью 1200 саженей. Одна лошадь вела до 10 порожних вагонов за один раз и до 25 вагонов, груженных, с тормозами. Позднее писали «угля у Любимовых добывается до 2,5 миллиона пудов при 200 человек рабочих».

Уголь Нижнегубахинских копей принадлежал к числу сухих газовых, он имел чёрный цвет, обыкновенно матовый блеск, содержал примесь серного колчедана и углистого сланца, обладал значительной вязкостью, вследствие чего ломался довольно крупными кусками в несколько пудов и хорошо сохранялся на воздухе. Эти его качества давали возможность перегрузки и перевозки без дробления, это было лучшее его качество между всеми уральскими углями. Вязкость его была так велика, что из угля можно было высекать всевозможные фигуры. Например, на Всероссийской выставке 1882 года были выставлены сделанные из угля герб Пермской губернии и бюст Ермака. Фигуры и бюсты из угля были выставлены и на Екатеринбургской выставке 1887 года. Эту выставку посетил великий князь Михаил Николаевич Романов с сыном Сергеем Михайловичем. Эту поездку освещал сотрудник газеты «Московские ведомости» Сергей Андреевич Кельцев, который сопровождал великого князя в поездке по Уралу. (Кельцев С. Из поездки на Урал. Путешествие их императорских высочеств Михаила Николаевича и Сергея Михайловича. От Москвы до Екатеринбурга: из путевых заметок. – М., 1888. – С. 48-49).

Добываемый на копях уголь шел на заводы И. И. Любимова: судостроительный в Перми, солеваренные в Березниках и Дедюхине, содовый завод Любимова, Сольвэ и К°, Пермские пушечные заводы, Уральскую железную дорогу, на заводы Алафузова и братьев Крестовниковых в Казани и разным лицам в Екатеринбург. Также уголь Нижнегубахинских копей сжигался в топках пароходов И. И. Любимова.

Умер Иван Иванович Любимов в Ялте 17 февраля 1899 года. Ещё при его жизни писали: «Его [И. И. Любимова] человеколюбивые, благороднейшие отношения к ближним преимущественно проявлялись на его заводах и копях. Здесь работает у него не одна тысяча народа, для которого он являлся истинным благодетелем…».

После смерти старшего брата Михаил Иванович Любимов стал главным распорядителем всех его предприятий. В скором времени Михаил Иванович перевёл свою главную контору в Москву, а свой дом в Перми пожертвовал под торговую школу.

В 1900 году Нижнегубахинская шахта стала именоваться «Любимовские копи», а с 1929 года - эта шахта имени Н. К. Крупской.

Давно уже нет тех заводов, копей и пароходства, но имя Ивана Ивановича Любимова все-таки осталось в истории Губахи. Гора на Нижней Губахе, на самом верху которой сохранились еще отвалы любимовских шахт, называется Любимовская.

В 1901-1905 годах в Кизеловском угольном бассейне прокатилась волна стачек. А в 1905 году на шахте «Любимовские копи» вспыхнула забастовка. Работа на копях прекратилась. Число забастовщиков все росло и росло. Когда их набралось около 300 человек, они организованно отправились к конторе управляющего копями. Здесь состоялся митинг. Рабочие требовали увеличения заработной платы, улучшения условий труда и разгрузки казарм и квартир. Управление копями согласилось с требованиями. Рабочие вышли на работу, а управляющий вызвал полицию и арестовал активистов. Через неделю все обещания были отменены.

К 1915 году была открыта копь и на левом берегу Косьвы. Здесь разрабатывалось два пласта. Уголь доставлялся на станцию железной дороги на правый берег Косьвы висячей дорожкой завода Блейхерта длиной 250 саженей. К висячему мосту уголь доставлял электровоз в 23,6 лошадиных сил, по 30 вагонов ёмкостью 40 пудов.

Электрическая энергия, поступающая с Половинских копей, принималась трансформатором и на Нижнегубахинских копях.

Здесь для бурения применялись ручные пневматические молотки «Джек» Ингерсоля, компрессоры завода Свидерского. Бурение шпуров проходило в три смены по 8 часов, паление - 2 раза в сутки, примерно 10-12 саженей в месяц. (Потоцкий В. Н. Южная группа каменноугольных копей Кизеловского округа, Пермского имения князя Абамелек-Лазарева / В. Н. Потоцкий // Горный журнал. – 1883. - № 5. – С. 122-123.).

В это же время производился обжиг древесного угля в 9 углетомительных печах на площадке, где сейчас находятся ГРЭС и коксохимзавод.

А вот что об этом говорит в своих воспоминаниях Иван Александрович Ярославцев, приехавший в Губаху в 30-х годах.

"Мы спрашивали у старожилов:

- Которая Губаха первая основалась, Верхняя или Нижняя?

Самый пожилой говорит:

- Первая основалась Верхняя Губаха. А на Нижней никакого жительства тогда еще не было.

Мы опять спрашиваем:

– Что же и кого заставило основать Нижнюю Губаху?

Он говорит:

– Это уже гораздо позже Верхней Губахи. В верхах реки Косьвы заготовляли лес и сплавляли вниз. На берегу, где теперь построена ГРЭС, были печи, в этих печах выжигали древесный уголь. Хотели вроде бы сделать выгрузку леса из реки на Верхней Губахе, но там местность не позволила: к реке с обеих сторон идут горы. Поэтому решили выгружать лес из реки вот на этой площади, где построена ГРЭС. Сделали печи и сделали лесотаску, чтобы лес грузить в вагоны. Часть леса шла в печи на уголь, а вторая часть шла сразу в вагоны. Это все нам объясняли люди, смолоду и до старости прожившие в Губахе.

Мы еще задаем вопрос:

– А где люди жили в то время? Ведь кто-то работал на печах и на погрузке леса в вагоны.

Старички нам говорят:

– Где были печи и лесотаска, рабочие люди себе сделали домики, из чего придется, и жили в них".

12-летним подростком пришел Николай Кашаев на шахту Любимовскую (Любимовские копи). «Поселок … в несколько десятков лачуг, лесотаска да печи для обжига древесного угля – вот и вся Нижняя Губаха в старое время, - вспоминал он. - Жили мы у Любимовской шахты. Нашу часть поселка с «центром» только и связывало, что «канатка» для вагонеток да висячий мостик».


Автор: Валентина Алексеева